Особое искусство: груминг по-японски

Как ухаживают за питомцами в Стране восходящего солнца

За что бы ни взялись японцы, они доводят дело до совершенства – чайная церемония, икебана, системы боевых искусств... Так и с грумингом – комплексным уходом за внешним видом питомцев. Японские салоны для собак – образец высококлассного мастерства и сервиса высочайшего уровня. Что неудивительно: профессия грумера в Японии сегодня довольно популярна. Салоны для животных и школы, где обучают этому ремеслу, появляются как грибы после дождя. Перед японским обществом стоят проблемы старения и низкой рождаемости, и, по статистике, в Японии чаще заводят домашних животных, чем детей (по данным за 2018 год японской Ассоциации производителей и продавцов корма для животных). Поэтому услуги для питомцев все более востребованы – одежда и украшения, игрушки, а также клубы знакомств и даже похоронные бюро для кошек и собак!

Как же развивался груминг в Японии? Чтобы разобраться, мы заглянули на крупнейший японский сайт об образовании и профессиях shingakunet.com, а также поговорили с директором специализированного магазина товаров для животных Erile в Токио – Саори Янагава. Erile особенно гордится ассортиментом ножниц для тримминга: только здесь можно увидеть и попробовать инструменты большинства местных и импортных производителей, в этот магазин приезжают грумеры не только со всей Японии, но и из других стран. К тому же здесь регулярно проводятся семинары по грумингу. 

Но вернемся к истории вопроса. Как пишут о профессии на shingakunet.com, родиной груминга принято считать Францию: стрижки для пуделей, служивших украшением в знатных домах, придумали там еще в XVI веке. В Японии собак долго воспринимали лишь как сторожей дома и держали их во дворе, не заботясь о внешнем виде. К тому же в стране были распространены короткошерстные породы, которых подстригать не требовалось.

Груминг пришел в Японию сравнительно недавно, после Второй мировой войны, вместе с появлением новых пород, завезенных из-за границы, – шпицев, мальтийских болонок, пуделей и других в основном небольших и длинношерстных собак. Например, первых пуделей привезли в страну в 1949 году, и тогда же был основан Кинологический клуб Японии (JKC – Japan Kennel Club). «Пока специальных учебных заведений для грумеров не было, ремеслу обучались прямо в салонах и питомниках, совмещая это с работой по уходу за животными», – поясняет госпожа Янагава.

Очень часто функции грумера брали на себя заводчики собак. Но питомцев, шерсть которых нуждается в профессиональном уходе, становилось все больше, начали проводиться выставки, тогда и сформировалась отдельная профессия – триммер (в Японии, кстати, чаще используют термин триммер, реже – грумер). Стали появляться школы тримминга, а к 1972 году уже сложилась своя система экзаменации будущих специалистов.

Сейчас профессия грумера в Японии требует все больше особых навыков. Вместе с продолжительностью жизни хозяев растет и продолжительность жизни домашних животных. Грумерам, работающим с пожилыми животными, нужно быть более внимательными и осторожными, а нередко и обладать знаниями ветеринара. По-видимому, все более популярной будет становиться и услуга груминга на дому – для собак и хозяев, которым тяжело добираться до салона.

В России распространено представление, что груминг в японском стиле – это собачки-куколки с нестандартными стрижками. Однако далеко не все фото оригинально подстриженных собак, которые вы можете увидеть в сети, из Японии. Например, необычные квадратные стрижки делают на Тайване. А окраска шерсти и маникюр все же довольно редкие в Японии услуги, в отличие от Китая. Японцы относятся к таким процедурам с опаской, ведь они могут быть вредны для здоровья питомцев. Большинство японских грумеров не отходят от мировых стандартов. А то, что действительно восхищает в работе японских мастеров, – это тщательность и качество, соблюдаемое до мелочей.

Рейтинг популярности пород собак в Японии остается неизменным с 2016 года: на первом месте чихуахуа, на втором – карликовая такса, на третьем – карликовый пудель, на четвертом – сиба-кэн

...Салон для собак Salt & Pepper в префектуре Гумма, что к северу от Токио, – это уютный домик среди зелени и цветов. Хозяин салона – Кадзуаки Дзингу, опытный грумер. Он около двадцати лет в профессии и уже трижды становился лучшим в стране, побеждая в самом престижном конкурсе, который проводит Кинологический клуб Японии. Не раз занимал он призовые места и на международных соревнованиях. Работу в салоне господин Дзингу совмещает с проведением семинаров, где передает свое искусство. В школьные годы он хотел работать ветеринаром, но заинтересовался профессией грумера, посетив необычный кружок, где обучали этому мастерству. Решив стать парикмахером для собак, Дзингу поступил в специальный двухгодичный колледж. Усилий пришлось приложить немало: Дзингу не только посещал обязательные занятия, но и брал дополнительные уроки на дому у преподавателя. В ту пору он был очарован цвергшнауцерами и в основном упражнялся с их шерстью, однако для первой работы выбрал салон для пуделей, чтобы расширить границы своего мастерства.

В 2010 году Дзингу открыл собственный салон и школу тримминга. (В России триммингом обычно называют удаление отмерших волос выщипыванием, в Японии же это более широкое понятие, включающее и стрижку ножницами или машинкой.) Меню в Salt & Pepper не менее насыщенное, чем в салоне для людей: от самого популярного – простой стрижки – до чистки зубов и всевозможных спа-процедур. Вместе со стрижкой часто заказывают комплексный уход: чистку ушей, стрижку когтей, купание с шампунем и т. п. Например, при работе с той-пуделем на эти процедуры уйдет около двух часов. Если работает сам хозяин салона, то это обойдется в 8000–10 000 йен (около 4500–5500 рублей).

Девиз грумеров в салоне Salt & Pepper: «Мастерство – лучший сервис». Дзингу отмечает, что японский тримминг отличается очень внимательным подходом, в котором проявляются способности к кропотливой работе и скрупулезный характер японцев. Например, после купания тщательно смывают шампунь и кондиционер и на сушку шерсти времени не жалеют – это тоже важно для красивого результата. Чтобы не повредить шерсть, очень деликатно проводится расчесывание. К инструментам относятся чрезвычайно бережно, поэтому они служат долго. Казалось бы, все это само собой разумеющиеся вещи, но японские грумеры с опытом работы за границей говорят, что в других странах подход к делу зачастую более небрежный.

Еще один наш герой – тоже грумер со стажем Дзюмпэй Асано, владелец двух салонов для собак Terrierge в Токио и в соседней префектуре Тиба, многократный победитель конкурсов Кинологического клуба Японии. При токийском салоне господин Асано также открыл частную школу тримминга, где учатся как будущие профессионалы, так и обычные хозяева собак.

Сам Асано считает, что сильная сторона японских грумеров – это природная ловкость рук, а также наблюдательность, позволяющая им быстро перенимать приемы других мастеров. Поскольку Япония – островная страна, многим японцам свойственно замыкаться лишь на японских реалиях, но лучшие грумеры, говорит Асано, интересуются работой коллег за рубежом и остаются в курсе мировых трендов. Он сам познакомился с грумингом в США после того, как завел питомца – шнауцера и приехал по приглашению заводчика на несколько месяцев в Америку. Затем Асано четыре года учился в Лос-Анджелесе у хендлера – профессионала, который помогает собакам «показывать» себя на выставках в лучшем виде (в Америке много престижных шоу собак). Тримминг для выставок – это конек Асано. Его четвероногие клиенты выигрывали не раз. Например, в 2004-м скотч-терьер, которого приводил в порядок Асано, стал лучшим в США.

На октябрь 2018 года в домах у японцев проживало около 8 903 000 собак и 9 649 000 кошек. 53% опрошенных приобрели животных в зоомагазинах или в специализированных интернет-магазинах, 24% – напрямую у заводчика

Но, конечно, в салон Асано ведут не только участников соревнований, но и просто любимых питомцев, чтобы сделать их еще более привлекательными. Чаще всего посетители заказывают плакинг (подщипывание шерсти), стрижку или купание. Все зависит от породы и особенностей собаки, но в среднем на плакинг уходит два с половиной часа, и стоит он в салоне Terrierge примерно 12 000 йен (6700 рублей), а стрижка занимает часа три и обходится в 9000 йен (5000 рублей). Купание шампунем, индивидуально подобранным для питомца, стоит 4500 йен (2500 рублей) и занимает около часа. Самые роскошные пункты в меню Terrierge – полезные для здоровья и красоты питомцев аюрведические травяные маски, купание в воде из газированного источника и микропузырьковая ванна.

Асано говорит, что в японских салонах для животных гарантированы самое разнообразное меню и внимательное отношение. Перед началом процедур хозяина подробно расспросят о характере, состоянии здоровья и прочих особенностях собаки. Так что если будете в Японии со своим питомцем, обязательно загляните в салон и побалуйте его японским сервисом и новой стрижкой!

ПРОФЕССИЯ – ГРУМЕР: ГДЕ ЭТОМУ УЧАТ? Ватанабэ Каёко, домохозяйка, город Йокогама

В Японии нет государственной сертификации грумеров. Для начала работы необходимо лишь получить сертификат, который выдают по окончании специализированных курсов. Существуют самые разные учебные программы для грумеров: есть дневные профессиональные училища, где занимаются два года и платят за образование от 2–3 млн иен ($20 000–30 000), а есть и заочные курсы, учеба на которых длится несколько месяцев и стоит в разы меньше. Обычно при поступлении на работу в качестве грумера требуется предъявить документы об окончании курсов определенного уровня.

На 2018 год в Japan Kennel Club было зарегистрировано 15 723 грумера, но это неполная статистика, поскольку многие грумеры не значатся ни в каких профильных сообществах. Таким образом, их точное количество в Японии неизвестно, поскольку не существует единой базы данных этих специалистов.

На основании поправок к закону о предотвращении случаев жестокого обращения с животными, принятых в Японии в июне 2006 года, сейчас необходимо регистрировать любой вид деятельности, связанный с обращением/уходом за животными. Регистрация проходит отдельно по каждому виду деятельности. Владельцу бизнеса необходимо предоставить в свой региональный/районный центр по защите животных заявление о регистрации и копию свидетельства об окончании соответствующих курсов. Кроме того, для регистрации салона необходимо, чтобы сотрудники были устроены на полный рабочий день и не работали где-либо еще по совместительству.

Домашние животные в Японии: цифры и факты

По данным местной Ассоциации производителей кормов для домашних животных, полученным в результате опроса населения, на октябрь 2018 года в домах у японцев проживало около 8 903 000 собак и 9 649 000 кошек. 53% опрошенных приобрели животных в зоомагазинах или в специализированных интернет-магазинах, 24% – напрямую у заводчика. Только в доме собак держат 32,5% владельцев, выводят только на прогулку 53%, у 9% хозяев питомцы живут только на улице.

Кошек держат только в доме 78% владельцев, и эта цифра в последние годы неуклонно растет (из-за ужесточения штрафов за причинение (случайного) вреда животными, которые забрели в частные владения. – Прим. перев.).

Количество чистокровных собак и кошек увеличилось (по сравнению со статистикой 2015–2017 годов) и приближается к отметке 90%. Рейтинг популярности пород собак остается неизменным с 2016 года: на первом месте чихуахуа, на втором – карликовая такса, на третьем – карликовый пудель, на четвертом – сиба-кэн.

В 2008 году в стране наблюдался бум на собак породы чихуахуа, которому во многом способствовала появившаяся на телевидении реклама кредитной компании. Однако реклама вызвала противоречивые отзывы зрителей. По сюжету, мужчина видит в магазине милого щенка чихуахуа и вдруг решает купить его, после чего на экране появляется название компании, предлагающей кредиты населению. Многие зрители увидели в этой рекламе призыв к спонтанному приобретению домашних питомцев и расценили рекламу как безответственную (в Японии очень строгие правила содержания животных в домах, и, кроме того, породистые щенки стоят очень дорого. – Прим. перев.). Однако щенок на экране был настолько мил, что реклама быстро стала вирусной и действительно вызвала повышенный спрос на собак этой породы.

Читайте также